С волками жить. Почему автопроизводителям интересен футбол. Часть первая

UA-Футбол ищет точки соприкосновения автомобильной промышленности с немецким футболом.

Футбол уже давно перестал быть всего лишь видом спорта и превратился в большой бизнес. Теперь клише «игра миллионов» выглядит более чем двусмысленно: не только миллионов людей, но и миллионов долларов/евро/юаней. Футбольный рынок похож на большой пирог, наиболее лакомые кусочки которого стремятся разделить между собой сильные мира сего, а остальным остается довольствоваться лишь крохами с праздничного стола.

Неотъемлемой частью спорта №1 является реклама. 24 марта 1973 года в матче немецкой Бундеслиги состоялось без преувеличения эпохальное событие, которое стало началом окончательного перехода футбола на рельсы бизнеса. Игроки брауншвайгского «Айнтрахта» вышли на игру против «Шальке» с логотипом «Jägermeister» (голова оленя с возвышающимся над рогами крестом) на груди. Производитель алкогольных напитков выложил кругленькую сумму за рекламу, что позволило «желто-синим» продолжить существование, имея крепкий финансовый бэкграунд. Изначально этот шаг вызвал недоумение, но вскоре остальные клубы Бундеслиги также принялись практиковать такой вид заработка.

На сегодняшний день в топ-лигах очень сложно найти клуб, который категорически отказывается от титульного спонсора, оправдывая это клубной философией. Таковой до недавних пор оставалась "Барселоны", но и столетнее табу было нарушено, сначала ради ЮНИСЕФ, а затем – ради денег арабских инвесторов. Команда киевского "Динамо" также играет без титульного спонсора на футболках, но тут причина не в принципах, в банкротстве компаний Дмитрия Фирташа. На другом полюсе – французские клубы, чьи футболки временами напоминаю кладбища логотипов, а также команда московского "Спартака", разместившего на трусах рядом с эмблемой логотип "Русское радио".

Главной целью компаний, выходящих на футбольный рынок, является продвижение собственной продукции и желание ассоциировать бренд с футболом в целом и его звездами в частности. В этом контексте наиболее массовым является спонсирование со стороны автомобильных корпораций, а самый яркий пример этого явления – немецкий футбол ввиду большого количества автопроизводителей, базирующихся в Германии. Зачастую компании тесно сотрудничают с клубами, которые базируются в том же городе («Вольфсбург» — Volkswagen, «Штутгарт» — Mercedes, «Ингольштадт» — Audi).

Это происходит на взаимовыгодных началах: клуб получает полное обеспечение автомобилями определенной марки и определенное финансовое вознаграждение, а автопроизводитель – возможность рекламировать свой продукт едва ли не на весь мир (зависит от успехов ФК и ширины охватываемой телетрансляциями аудитории) и возможность использовать игроков или тренеров в своих рекламных кампаниях. Но иногда сотрудничество бывает более тесным, чем рекламно-контрактные узы…

Представители Volkswagen ActienGesellschaft (акционерного общества) в лице непосредственно Volkswagen и Audi пошли немного дальше и фактически имеют в своем распоряжении целые футбольные клубы. Штаб-квартира Volkswagen находится в Вольфсбурге, а все 100% акций одноименного спортивного общества (в том числе и ФК) принадлежат автоконцерну. Та же ситуация и с компанией Audi, базирующейся в Ингольштадте (80 километров от Мюнхена) и владеющей местным клубом, который на данный момент лидирует во Второй Бундеслиге. Также Audi владеет частью акций «Баварии» (в отличие от мюнхенского автогиганта BMW), но об этой «дочке» VW AG мы поговорим в одном из следующих материалов. Сейчас речь пойдет непосредственно о Volkswagen и его тотальном завоевании немецкого футбольного рынка.

Схема wsj.de

Концерн Volkswagen AG, который включает в себя такие бренды, как Volkswagen, Audi, Seat, Porsche и MAN, сотрудничает с 16 клубами из двух главных футбольных лиг Германии, а его основным проектом является без пяти минут серебряный призер чемпионата «Вольфсбург». Еще 80 лет назад одноименного города даже не существовало, однако желание создать «народный автомобиль» (именно так переводится слово Volkswagen) и утверждение Гитлером проекта такого транспортного средства стали основанием для возведения автомобильного завода неподалеку от Волчьего замка (Wolfsburg). Со временем в этой местности стали появляться дома для сотрудников завода, и город получил свое название в честь самого известного в этих краях сооружения.

После войны предприятие начало принимать активное участие в социальной жизни города и организовало клуб физических упражнений (Vfl), одной из главных секций которого стала футбольная. С тех пор автоконцерн опекает «Вольфсбург», что и позволило ему обойти основополагающий закон немецкого футбольного хозяйства — «правило 50+1». Напомним, в Германии контрольный пакет акций(50% + 1) должен принадлежать «материнскому клубу», а остальные – могут быть проданы инвесторам. Это позволяет избежать проблем, связанных с самодурством бизнесменов, погубивших уже не один клуб в Англии и Испании. Но в этом законе есть ремарка следующего содержания: предприятие или инвестор, которые содержат клуб более 20 лет, могут стать его единоличным владельцем. Эта лазейка позволила «Вольфсбургу» и «Байеру» остаться заводскими клубами, а «Хоффенхайму» — продолжить безбедное существование под крылом строительного магната Дитмара Хоппа.

Девизом автоконцерна является: «Или лучший, или никакой». Подобную философию в Volkswagen пытаются проецировать и на свое футбольное чадо, не жалея средств на его развитие.«Наша цель — стать значимой величиной на международном уровне. В 2015 году для этого нужно тратить серьезные деньги», — утверждает заместитель председателя наблюдательного совета «Вольфсбурга» Штефан Грюсем. Прекрасный стадион более чем на 30 тысяч мест, современная тренировочная база и состав команды, который по именам уступает в Германии только «Баварии» — вот выхлоп из сотен миллионов евро потраченных VW на футбольный клуб. «Мы хотим, чтобы 60 тысяч человек, имеющих отношение к Volkswagen, каждые выходные были счастливы после матчей нашей команды», — добавляет Грюсем.

Volkswagen Arena — настоящий шедевр современной архитектуры

За всеми благими намерениями и громкими высказываниями прячется лишь одна главная (циничная или прагматичная — решайте сами) цель — продать больше автомобилей. Для VW «Вольфсбург» является лишь инструментом, который позволяет повысить лояльность к бренду со стороны миллионов футбольных болельщиков по всему миру. Осуждать Volkswagen за подобный подход вряд ли стоит, ведь автомобильный гигант сделал для привлечения интереса к футбола намного больше, чем некоторые недобросовестные инвесторы. В компании прекрасно понимают, что спорт и маркетинг должны идти рука об руку, и только такой подход позволит добиваться положительного эффекта на всех фронтах.

В связи с этим очень интересно выглядит параллельный выход Volkswagen и «Вольфсбурга» на китайский рынок. В то время как автоконцерн начал ежегодно показывать рекордные цифры роста продаж в Поднебесной (более 17% в год), «Волки» принялись регулярно наведываться в эту страну на товарищеские матчи при подготовке к сезону. На данный момент продажи VW в Китае составляют более 3 миллионов авто в год, однако клуб продолжает экспансию на восток. В январе игроком «Вольфсбурга» стал китаец Сичже Чжан, а в день его представления "зелено-белые" запустили версию официального сайта клуба на китайском языке.

Volkswagen также является титульным спонсором еще одного немецкого клуба – «Мюнхен 1860». Несмотря на все заявления иорданского инвестора Хасана Исмаика, которому принадлежат 49% акций клуба, мюнхенцы переживают не лучшие времена с финансовой точки зрения и активно ищут источники пополнения бюджета. В 2013 году VW предложил «Львам» рекламный контракт на три года и с тех пор на футболках команды красуется девиз «Think Blue». Эта фраза олицетворяет подход компании к эффективным расходам ресурсов, беспокойство об экологической ситуации на нашей планете и особенно эффектно смотрится на форме «Мюнхена», приуроченной к Октоберфесту.

Кроме того, Volkswagen тесно сотрудничает с «Шальке» и «Вердером», выплачивая тем в год по 1,8 и 1,5 млн евро соответственно (оба контракта рассчитаны до лета 2016 года), а также выступает официальным спонсором Кубка Германии. Не стоит забывать о партнерстве с футбольными федерациями Франции, Бразилии, Аргентины, Голландии и Швейцарии.

Подобный захват футбольного рынка в какой-то мере даже настораживает. Очевидно, что владение акциями нескольких футбольных клубов одновременно (в том числе через дочерние компании) чревато непредсказуемыми последствиями (те, кто подумали про украинский пример – правильно сделали). Теоретически результат матча условного «Вольфсбурга» (владелец — Volkswagen) против условного «Ингольштадта» (Audi, «дочка» Volkswagen) может устанавливаться задолго до стартового свистка. А какой здесь простор для теорий заговора, связанных с букмекерами… Во избежание подобных ситуаций в Германии существует закон, который запрещает владеть акциями более, чем трех футбольных клубов. Пока еще никто не разжился такой роскошью, но ближе остальных к ней подобрались именно представители Volkswagen AG.

В середине апреля появилась информация о том, что Volkswagen в следующем сезоне сократит расходы на «Вольфсбург» с 80 миллионов евро до 30. С тех пор Бас Дост впал в уныние «Волки», еще недавно громившие "Баварию", не выиграли ни одного матча и вылетели из Лиги Европы. Остается лишь надеяться на случайность этого совпадения и на то, что радикальный шаг не является началом чего-то более серьезного (выходом VW с футбольного рынка). Есть вероятность, что в «Вольфсбурге» просто вспомнили о финансовом Fair-play, а дефицит бюджета будет устранен благодаря привлечению спонсоров со стороны. Также активно муссировались слухи о том, что после смены руководства (многолетний глава наблюдательного совета Volkswagen AG Фердинанд Пих в минувшие выходные подал в отставку — ред.) автогигант намерен зайти в "Формулу-1" , а потому, де-факто, перекладывает деньги из одного кармана в другой. В любом случае автоконцерн заставил присмотреться к его действиям в футбольном мире более пристально.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.